30 марта отмечается церковный праздник Преподобного Алексия, человека Божия. В народе этот праздник еще называют Алексей - Божий человек, Солногрей, Талые ручьи, Алексей-Водотек и Алексей Теплый.
Сказание гласит, что в Риме жил Евфимиан со своей супругой Аглаидой. Не было у них детей, а бездетность считалась позором и слыла несчастьем у некоторых людей. Видя в этом кару Божью, Евфимиан обращается с мольбою к Богу о желании иметь ребенка. Слезное моление дошло до престола Всевышнего, и жена Евфимиана забеременела. Вскоре родила Аглаида сына, которого нарекли Алексеем и воспитали в благочестии. Алексей рос очень добрым, был щедр к бедным, строго соблюдал пост, под богатыми одеждами для умерщвления плоти носил власяницу. По достижению совершеннолетия родители обвенчали его с невестой знатного рода. Алексею брак был навязан против души, молодой человек хотел посвятить свою жизнь Богу и только. Родители же, напротив, желали внуков. Но он в самый день брака, оставшись с невестой наедине, подал ей свой золотой перстень и дорогой пояс и сказал: «Храни это, и Бог да будет между мной и тобой». Затем, удалившись в свою комнату, надел на себя рубище и скрылся. Можно себе представить скорбь жены и родителей Алексия, когда они узнали, что он скрылся, и сколько ни искали, не могли найти его!
После долгих странствований он прибыл в Персию, поселился при храме Богородицы в городе Едессе и жил как нищий, питаясь подаянием, и каждое воскресенье причащался Святых Тайн. Домой он вернулся лишь через семнадцать лет. Отец не узнал сына, дал ему небольшое помещение при дверях своего дома и кормил от своего стола. Алексий раздавал получаемую пищу другим нищим, а сам питался хлебом и водой. Ночи проводил в молитве и всякую неделю причащался. Немало неприятностей приходилось ему терпеть от родительских слуг: они и били его, и обливали помоями. Но особенно тяжело было для его сердца видеть плачущими свою супругу и мать. Так прожил он 17 лет.
Господь открыл святому Алексию день кончины, и тот, выпросив у одного из слуг бумаги, описал всю свою жизнь и просил прощения у своих родителей и жены, «так как я, - писал он, - должен был более любить своего Господа, нежели вас, своих родителей и жену. Я много раз молил Бога даровать вам терпение и сподобить вас Царства Небесного». В самый день кончины святого Алексия дважды, во время литургии и во время всенощной, когда служил папа Иннокентий в присутствии императора Гонория, был таинственный голос: «Поищите человека Божия, хотящего разрешиться от тела; пусть он помолится о городе. В доме Евфимиана ищите». Кончина великого в своем смирении кроткого человека Божия сопровождалась дивными знамениями: сами собой зазвонили церковные колокола, сами собой распахнулись в храмах Царские двери, сами собой раскрылись священные книги, задымились благоуханные кадила, поставленные перед иконами, свечи затеплились. Сам император отправился в дом к Евфимиану, и оказалось, что этот человек Божий был нищий Алексий. Он уже лежал умершим, с бумагой в руке. Из бумаги узнали, кем он был. Скончался Алексий в 411 году. Погребен он в Риме, в церкви святого Вонифатия.
К этому празднику относятся некоторые приметы: например, в этот день люди выносили на улицу для закаливания картофель, приготовленный для посадки, готовили и смазывали телегу, чинили садовый и огородный инвентарь.
Кроме того, в этот день старались переделать всю домашнюю работу, а вечером следовало собраться вместе за семейным столом и проводить зиму. В этот день собирали березовый сок, и пили его всей семьей. Не менее популярен был медово-березовый взвар (разновидность сбитня).
Особенно почиталась в этот день береза: собирали ее почки, так как считалось, что в этот день они обладают особенной целебной силой. За ужином принято было угощаться напитком из сока березы и меда, а само дерево почиталось как символ чистоты и мира.