Листая старые журналы, можно обнаружить информацию, которая и в наши дни всё ещё остается актуальной. Так, в журнале «Секретные архивы» 2005 года рассказывается о событиях конца XVIII века, имеющих много общего с современностью.
Эпидемии в России случались довольно часто, также как и различного рода восстания. Но Чумной бунт - кровопролитное народное восстание, прошедшее в Москве с 26 сентября по 28 сентября 1771 года (15-17 сентября по старому стилю) - надолго вошёл в историю. Бунт был вызван эпидемией чумы 1770-1772 годов.
…К середине ХVIII века обстановка в Москве благоприятствовала развитию масштабных эпидемий. Нечистоты и мусор не вывозились из города и сваливались в ручьи и речки. Кроме того, в то время повсеместно не было загородных кладбищ – умерших хоронили возле приходских церквей, и любое заразное заболевание могло дать толчок к возникновению эпидемии.
Чума - тяжёлое карантинное заболевание, характеризующееся высокой смертностью и заразностью, считавшееся практически неизлечимым вплоть до 20 века.
Эпидемия чумы 1770-1772 годов в Москве была связана с русско-турецкой войной 1768-1774 годов: вспышка заболевания началась в причерноморских странах и поразила воюющие армии, попав на территорию России предположительно через обозы с ранеными.
Московский генерал-губернатор Пётр Салтыков не сумел принять действенных карантинных мер, в результате чего к августу 1771 года "моровая язва" охватила практически весь город и окрестности. К сентябрю погибших было так много, что для них не хватало гробов (число умерших достигало до 1000 человек в сутки); в городе не успевали проводить погребальные службы, и тела скапливались в домах и на улицах. Екатерина II запретила захоронения в городской черте, и умерших хоронили в братских могилах на специально организованном кладбище у села Новое Ваганьково (современное Ваганьковское кладбище). Похороны сопровождались непрерывным колокольным звоном, так как, согласно поверьям, он отпугивал болезнь.
Московские чиновники, помещики и купцы предпочли бежать из города. Генерал-губернатор Пётр Салтыков бежал в своё подмосковное имение Марфино. В числе первых город покинул и московский гражданский губернатор Иван Юшков.
Управление городом было утрачено. Крестьяне из окрестных сёл и купцы, зная о катастрофической ситуации, боялись везти на продажу в Москву продовольствие, и в городе начался голод.
Толчком, ставшим формальной причиной к Чумному бунту, стали действия московского архиепископа Амвросия, который пытался запретить горожанам молебны у Боголюбской иконы Божьей матери (которая якобы исцеляет от «моровой язвы»), дабы не допустить скопления людей.
К сожалению, горожане не оценили действий архиепископа. Избив охрану, бунтовщики забрались на Набатную башню и стали бить в установленный на ней колокол, чтобы собрать народ к Кремлю. Ворвавшись в крепость, толпа разгромила Чудов, а затем и Донской монастырь, в котором укрылся Амвросий. Его схватили и убили с особой жестокостью. Имущество монастырей было уничтожено и разграблено…
Бунт был жестко подавлен. По приказу Екатерины II была "наказана" и Набатная башня Кремля: чтобы в будущем бунтовщики не смогли собрать народ таким образом, у колокола демонтировали язык.
2 октября 1771 года из Петербурга в Москву был послан граф Григорий Орлов, наделённый чрезвычайными полномочиями генерал-губернатора для разрешения ситуации в городе. Для прекращения эпидемии он приказал усилить карантины, создать изолированные инфекционные больницы и увеличить жалованье докторам (с обещанием выплаты компенсации родственникам в случае смерти доктора), организовал дезинфекцию жилищ и хозяйственные работы по очистке города от грязи и мусора. Помимо прочего, на улицах Москвы были уничтожены бродячие животные. На въезд и выезд из города наложили запрет, а мародёров и грабителей стали казнить на месте преступления. Благодаря Орлову в город возобновились поставки продовольствия и питьевой воды, а чтобы торговцы не боялись заразиться, были организованы специальные торговые ряды со рвом между продавцом и покупателем (деньги передавали в плошке с уксусом для дезинфекции). Городские службы вновь заработали, и город стал возвращаться к жизни.
В память об этом на дороге в сторону Гатчины возведена триумфальная арка с надписью "Орловым от беды избавлена Москва".
Кроме того, эпидемия чумы и Чумной бунт обострили вопрос о водоснабжении города: в 1779 году Екатерина II распорядилась о строительстве первого московского водопровода, который обеспечил бы жителей города чистой водой.
Современная обстановка в мире требует, чтобы каждый из нас пересмотрел свой образ жизни, свои привычки. И история Российского государства и опыт наших предков подтверждают, что даже самые опасные болезни побеждает ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, дисциплинированность и взаимное уважение.