Медовый спас 1Первый Спас в народе считается Медовым. Известно, что русский народ издавна был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. Этот день раньше в древней Руси у пчеловода начинался на пасеке. Он старательно осматривал и осенял крестным знамением все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он «выламывал» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, нес в церковь. 

После обедни священник выходил к паперти благословлять «новую новину» от вешних и летних трудов пчелы и начинал святить принесенные соты. Часть освященного меда разделялась тут же нищей братии, недаром говорили: «На Медовый Спас и нищий медку попробует!». А затем большая половина этого праздника проходила у заботливого хозяина возле пчел: до вечерней зари шла по пчельникам горячая работа. Приступая к медосбору, пчеляки-пасечники прежде всего чисто-начисто мыли руки и переодевались в чистую одежду. Едва ли найдется какое-нибудь  другое живое насекомое, которое так страдало бы от неопрятности, как пчела. По этой самой причине тщательно отметался весь мусор от ульев.
Пчела настолько свята в Божьем мире среди созданных творцом существ, что даже сам Илья-Пророк не может ударить громом-молнией в пчелиный улей. Ужаленный пчелой человек считался  в народе погрешившим против Святого Духа в этот день. Убить пчелу – «грех на шею навязать»; украсть  колоду с пчелами – святотатство. По старинному преданию, пчелы потому стали «пред Богом святы», что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетали целым роем к распятому на кресте Сыну Божию и, выпивая кровавый пот, проступавший на Божественном челе облегчали страдания Спасителя. По словам другого народного сказа, пчелы жалили руки бичевавшим Христа. Третье сказание рисует их разносящими «по всему белому свету христианскому» первую весть о Светлом Воскресении Христа.
В старину в нашей местности одной из важных отраслей хозяйства славян являлось бортничество. Оно основано на содержании пчел в дуплах деревьев для получения меда. Дупла использовали естественные или выдалбливали их в толстых деревьях на высоте  от 4 до 15 метров. Мед отбирали через узкие отверстия с помощью ковша и роевни. В экспозиции Касимовского историко-культурного музея-заповедника вы также можете увидеть борть-колоду, прообраз современного улья, и ковш с роевней.