Христово Воскресение

8 апреля православные верующие празднуют Пасху, или Светлое Христово Воскресение. Давайте узнаем, как раньше на Руси отмечали этот праздник, и какие пасхальные обряды и традиции мы сохраняем до сих пор.

В старину считали, что с первого дня Светлой недели Христос в сопровождении своих апостолов ходит по земле вплоть до Вознесения. Одеты небесные странники  в нищенское рубище, а потому, гласит народный сказ, и невдомек никому, кто они. Ходят они, испытывают людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей. Со вторником связано в народе имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню.  Со Светлой среды начинались  по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня каждый вечер. Разные бывали хороводы и звались они: великоденскими, радоницкими, никольскими, троицкими, всесвятскими , петровскими, пятницкими, ивановскими, успенскими, семенинскими, капустинскими и покровскими. Светлый праздник начинает открывать хороводное веселье, Покровом кончается оно. В Святую пятницу, именуемую прошеньем, а также прошеным днем, в обычае было  звать тестя с тещей, зятя и его родных «на молодое пиво», которое звалось также и «моленным». Пасхальная суббота слыла в народе «хороводницей»; в этот день  - самый разгар молодого веселья в посельщине-деревенщине.  В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину – проводы Пасхи. В этот день, по старинному обычаю,  люди собирали все оставшиеся от праздничных снедей кости  и зарывали их. Это должно было охранять посевы от градобития.
Но до тех пор не начнут в деревне праздничного пированья-веселья, покуда не обойдет каждого двора церковный притч с крестом и святой водой и не пропоет перед каждой божницей радостных пасхальных песнопений.  А потом во всю Святую неделю ходили, разносили благостную весть о воскресении Христовом, в каждом приходе, от деревни к деревне, богоносцы с крестами, хоругвями и образами. Всю Светлую неделю лился по всей Руси радостный пасхальный звон: не молкла с утра до ночи ни одна колокольня – каждая словно старалась перезвонить другую!
Деревенская молодежь вместе с малыми ребятами заводила на Святой неделе свои игры-забавы. Скрипели день-деньской качели у околицы: качались  парни с девчатами и детвора шумливая. Посреди улицы, на лужайках, шло катанье яиц, в котором принимали участие и старый, и малый.
«Дорого яичко ко Христову дню!» - говорит и сейчас народная пословица, относящаяся ко всякой услуге. Но к Пасхе оно и в самом деле дорого: без него на разговлялся даже нищий, без красного яичка не похристосуешься, без него и праздник – не в праздник выйдет! Первое яйцо, полученное во Христов день, по народному поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие хранили его, и сейчас хранят, около икон в течение целого года – до Новой Пасхи. Берегли его, потому что верили в то, что если во время пожара перекинуть яйцо через забор, то огонь погаснет.
В царствование царя Алексея Михайловича неоднократно открывались о Святой Пасхе – преимущественно на третий или четвертый день праздника – двери Передних сеней государевых не только для бояр и сановных людей разного чина, но и для простого люда московского. Собирался рано поутру народ к палатам царским, наряжался каждый простолюдин во все, что есть праздничное. Сколько возможно оказывалось пропустить, столько и пускали в Передние сени, а остальному народу приходилось ждать у красного крыльца. Принимал царь людей московских, всех к руке жаловал, сидя на своем царском месте, каждому из своих рук давал яйцо красное, монастырской росписью изукрашенное. Раздавал царь на пасхальной седмицы до 37000 яиц и всех приветствовал «Христос Воскресе!».  А в ответ ему было громогласное «Воистину Воскресе!».
 И в наше время,  в этот радостный день мы здороваемся друг с другом  именно такими словами, печем  куличи, делаем творожную Пасху и красим яйца! Христос Воскресе!