История возникновения кузнечного дела. Часть 5

Ковочное дело в России на государственном уровне стало развиваться с 1715 года после указа Петра I: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Первая ковальная школа в Европе была открыта в 1732 году в селе Хорошево под Москвой. А первое упоминание подкованной лошади относиться к 632 году нашей эры и встречается в Коране.

Первые приспособления для защиты копыт изготавливались из кожи, лыка, закрепляясь на ногах лошади при помощи верёвок и ремней. Позже появились специальные металлические пластины – подковы, которые стали широко распространяться в средние века, стоимость их была достаточно высока, так как включала стоимость металла и работу кузнеца. Подковами можно было заплатить налоги. В рыцарские времена подкова демонстрировала достоинство коня и всадника, а в наказание могли снять от одной до четырех подков – ездить на «босой» лошади считалось позором. У Чингисхана копыта лошадей обматывали кожей, поверхность копыта покрывали смолой для того, чтобы не образовались заболевания кожи от креплений (ремней и верёвок). А при дворе Клеопатры к копытам коней привязывали подковы из золота и платины. Шнурки со временем стирались, подкова слетала, а нашедший её был обеспечен до конца жизни. Именно с того времени и считается, что найти подкову – к счастью!
Способность изготовить подкову и подковать коня считалось настоящим искусством: после обучения кузнецу необходимо было сдать экзамен – самостоятельно изготовить подкову и подковать ею коня, при этом мастер должен хорошо знать строение копыта. Подковы отличаются по типу, форме и толщине, например, для тяжеловозов делали толстые подковы, а для скакунов – потоньше. Ширина средней подковы – 22 мм, а толщина 8 мм, и имеет определенный размер. Согласно ГОСТу 5408-77 выделяются 13 размеров подков и 6 видов гвоздей для них. А как подковать коня, мы расскажем в следующей заметке.